Подготовили: социальный педагог Лапина О.Н.
педагог-психолог Кашина Н.Ф.
Сотрудничество семьи и образовательного учреждения является залогом успешного развития детей. В условиях, когда большинство родителей озабочено решением проблем экономического характера усилилась тенденция самоустранения от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Если рассмотреть этапность взаимодействия с семьями воспитанников, то можно увидеть следующее. В основе - изучение потребностей семей, что определяет всю дальнейшую деятельность коллектива. Важнейшим аспектом этой деятельности является установление позитивного взаимодействия с родителями, предоставление интересующей и актуальной для них информации об услугах ОУ. На этой основе продумываются способы вовлечения родителей в жизнедеятельность группы, класса, где находится их ребёнок. Большую роль в этом процессе играет педагогическое просвещение родителей, которое организуется в разнообразных формах. Для изучения семей и их потребностей используются следующие методы: беседы с ребёнком, наблюдение за ребёнком, анкетирование, беседа с родителями. При этом учитывается дифференцированный подход к работе с родителями с учётом специфики каждой семьи. Формы работы с родителями можно разделить на традиционные и нетрадиционные. К традиционным формам относятся такие как: родительские собрания, уголки для родителей, праздники, консультации. Традиционные формы сотрудничества с семьями утрачивают свое значение из-за малой их эффективности и недостаточной обратной связи. Об этом свидетельствует и тот факт, что родители предпочитают находить необходимую информацию в иных источниках (Интернет, СМИ, детские развивающие центры, книги) нежели в беседе с педагогом. Поэтому, все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Нетрадиционные формы работы: дни открытых дверей, семейные конкурсы, выставки работ, сайт ОУ, экскурсии, оформление групп, соревнования. Всё шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребёнка.
Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю», говорится в китайской поговорке. Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс воспитания.
Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:
- обмен опытом;
- выработка общего мнения;
- формирование умений, навыков;
- создание условия для диалога;
- группового сплочения;
- изменения психологической атмосферы.
Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, ставят родителей в активную позицию, повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогами и другими специалистами, выполняют и диагностическую функцию.
Стали разнообразней формы проведения собраний:
- педагогическая игра
- ярмарка педагогических идей
- тематическая встреча
- социально-педагогические тренинги
Применяются следующие методы и приёмы интерактивного взаимодействия:
- игровой тренинг,
- анализ и решение педагогических, проблемных ситуаций,
- ролевое обыгрывание,
- дискуссия,
- обсуждение проблемных вопросов,
- высказывания известных педагогов,
- обмен опытом родителей,
- работа в мини-группах.
В настоящее время, когда в обществе существует дефицит общения, эти встречи являются актуальными. Повысилась посещаемость родительских собраний. Многие родители сблизились и дружат семьями.
Большой интерес у детей и родителей вызывают социально-педагогические проекты. Особенность социально-педагогического проекта заключается в том, что это инновационная форма длительного активного сотрудничества ОУ и семьи по вопросам воспитания, развития и образования детей. Образовательное учреждение в ходе реализации социально-педагогического проекта выступает как инициатор сотрудничества, организатор и координатор трёхстороннего взаимодействия: ОУ – ребёнок, ребёнок – родитель, родитель – ОУ. Задачами социально-педагогического проекта помимо вышеназванных общих для всех интерактивных форм сотрудничества с семьёй могут выступать формирование познавательного интереса у детей, экспресс-диагностика уровня развития воспитанников, стиля семейного воспитания, а также создание условий для получения родителем опыта иного, конструктивного, положительного стиля взаимодействия с ребёнком.
Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка, формировании ценностных отношений к родному городу, к его истории, основным достопримечательностям, способствовуют повышению уровня знаний у дошкольников о родном крае, активизируют сотрудничество детского сада и семьи в решении актуальных вопросов патриотического воспитания. Данные акции могут быть как общими, так и групповыми. В ОУ проводятся выставки совместных работ родителей с детьми. Важно, что в процессе ознакомления с работами других участников выставки родители проявляют особую активность, подолгу рассматривают поделки вместе с детьми, обсуждают разнообразие творческих выдумок. Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.
Одна из форм работы с родителями – это участие родителей в непосредственной образовательной деятельности. Целью является привлечение родителей к воспитанию у детей трудолюбия и уважения к профессиям.
Организация неформального сотрудничества педагогов и родителей способствует установлению более тесного контакта между педагогами и семьи. Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры. Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было.
В результате применения интерактивных форм, методов, технологий в работе родители сейчас проявляют искренний интерес к жизни ОУ, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.