В последнее время наши педагоги стали всё чаще обращаться ко мне за помощью по случаям агрессивных действий обучающихся, «то обзывают друг друга, жесты непристойные..., а то могут и стукнуть, и игры пошли страшные: в зомби, в мертвецов, ... гоняются друг за другом, убивают».
Нужно учитывать тот момент, что наши дети живут «здесь и сейчас» в нашей стране и то, что происходит в обществе не проходит мимо них. Пандемия действительно внесла свои коррективы в нашу жизнь. И те изменения, которые произошли, носят постоянный характер, и отражаются не лучшим образом на психологическом здоровье людей. Динамика переживаний эмоциональных состояний детьми и их родителями значительно изменилась в худшую сторону. В детской среде резко увеличились: агрессивные проявления по отношению к близким, сверстникам, педагогам; конфликтность и протестное поведение; депрессивные состояния с жалобами на нарушение сна, скуку, тоску, перепады настроения; тревожно-фобические состояния. А агрессивный акт, говоря другими словами, драка, жест, матерные слова, помогают ребёнку на какое-то время снять психоэмоциональное напряжение.
В эпоху экономического спада и нестабильности родители заняты тем, чтобы «выжить», заработать деньги. Некоторые работают на двух, трёх работах, берут дополнительную нагрузку. Приходят с работы, уставшие, сил только на покушать и на телевизор, а тут ребёнок, который соскучился по маме, хочет её внимания и заботы. Другая причина, связанная с ростом детской агрессивности, это - неудовлетворённость базовых потребностей в любви, безопасности, принадлежности своей семье, уважении, самореализации. Если общение с ребёнком ограничено или происходит формально (сыт, здоров, чем-то занят, хотя бы игрой в смартфоне, ну и ладно), то у ребёнка возникает напряжение по поводу своей малозначимости, незащищённости, одиночества, неправильно выстраиваются жизненные ценности. Для него главными могут стать деньги, власть, сила. Поэтому, именно сейчас важно родителям проводить качественно время вместе со своим ребёнком: ходить в театр, кино, читать книги, помогать бабушкам и дедушкам, обсуждать различные нравственные ситуации, подобрать такой кружок или секцию, которые бы полностью соответсвовали возможностям и интересам ребёнка, а не английский, потому что «сейчас без иностранного языка не обойтись», или борьба, «потому что каждый мальчик должен давать сдачу».
В случае, если педагоги стали обращать ваше внимание на то, что поведение ребёнка изменилось, проанализируйте, что происходит с вами и вашей семьёй в последнее время. Спокойно разберите ситуацию дома наедине с ребёнком. В случае незначительной агрессии, не нужно сильно усердствовать, иногда достаточно просто выразить своё отношение к ситуации, например, «Мне стыдно, что мой ребёнок ругается матерными словами, в нашей семье так не принято». Но если агрессивные действия стали повторяться в поведении ребёнка, то это сигнал, что вам нужно действовать более активно. И тогда можно предпринять следующие шаги:
Спокойно обсудить проступок ребёнка.
Выразить своё отношение к проявлению агрессивного действия. Акцентируя внимания на поступках (поведении), а не на личности ребёнка. Необходимо контролировать при разговоре свои собственные эмоции.
Для снижения напряжения ситуации старайтесь сохранить положительную репутацию ребёнка: «Ты у меня хороший мальчик, но поступил очень неправильно, неприемлемо».
Показать модель неагрессивного поведения: «Я бы на твоём месте поступила бы следующим образом...»
Научить ребёнка способам снятия напряжения:
Ггромко спеть любимую песню.
Ппометать дротики в мишень.
Ппопрыгать на одной ноге.
Ииспользовать стаканчик для криков, высказать все свои отрицательные эмоции.
Ппускать мыльные пузыри.
Уустроить бой с боксерской грушей или подушкой.
Ззабить несколько гвоздей в мягкое бревно.
Ппогоняться за кошкой (собакой).
Ппробежать несколько кругов вокруг дома.
Ппередвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик).
Ппоиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей).
Ппостирать белье.
Оотжаться от пола максимальное количество раз или заняться другими физ. упражнениями.
Ссломать несколько ненужных предметов.
Уустроить соревнование «Кто громче крикнет. Кто выше прыгнет. Кто быстрее пробежит».
Сстучать карандашом по столу, регулируя громкость от тихого стука к очень громкому и наоборот.
Сскомкать или помять несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
Ббыстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем замалевать его.
Сслепить из бумаги фигуру обидчика и сломать ее.
Ппринять прохладный душ.
Ппослушать музыку.
Самое важное - создать для ребенка такие условия жизни, где удовлетворялись бы его потребности в любви, уважении, защищённости, самореализации, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения, демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, конструктивные способы поведения в конфликте.
Фомина Наталья Васильевна, педагог-психолог.