Фильм о прогимназии

volshebniki

В начальной школе у детей складывается отношение к оценкам, которое может влиять на достижения ребёнка, на его успехи, и кроме этого, на формирование у него предпосылок к школьному неврозу. Дети отождествляют отметку за учебное задание и оценку себя как человека. Ребенок думает: «Я плохой, потому что у меня двойка за контрольную». Если он часто получает низкие оценки, у него может сформироваться низкая самооценка, которая помешает в учебе.

Когда ребенок боится получить плохую отметку или негативно относится к оценкам, у него снижается учебная мотивация. Второклассникам тяжелее воспринимать двойки и тройки, чем остальным учащимся, потому что им раньше не ставили отметок. Во втором классе детям приходится снова перестраиваться, привыкать к новым условиям, когда домашние задания и ответы на уроке педагог отмечает оценкой в дневнике. Негативные переживания из-за оценок снижают интерес к учебе, ухудшают отношение к школе, увеличивают количество низких оценок.

Рекомендации. Заранее объясните ребенку, что оценка не говорит о том, хороший или плохой он сам. Это касается и низких, и высоких отметок. Они показывают, правильно ли учащийся выполнил задание, насколько хорошо понял конкретный материал. Двойка или тройка указывает, на какой теме нужно остановиться, чтобы разобраться в ошибках и потренироваться.

Важно получать знания, а не оценки.

Искаженное отношение к оценке у ребенка формируют взрослые. Первый вопрос, который задают родители при встрече учащегося из школы: «Что ты получил сегодня?» Школьник фиксирует внимание на внешней стороне учебной деятельности, ценит отметки, а не знания. Ребенок привыкает стараться только, чтобы получить четверку или пятерку. Учебную мотивацию в виде оценки все сложней поддерживать по мере взросления ученика и усложнения школьной программы.

Рекомендации. Чтобы поддержать ребенка и развить у него учебную мотивацию, после учебного дня спросите: «Что нового, удивительного и интересного ты узнал в школе, что научился делать?» Если Ваш ребёнок увлеченно рассказывает о новых знаниях, поддержите его своим интересом. Попросите его что-нибудь объяснить, покажите, что теперь он сам может делиться с вами новыми знаниями. Ваш интерес будет положительным подкреплением в формировании стремления получать знания.

Если ребенок получил низкую отметку или отметку, которая его не устраивает, обсудите, почему это произошло и как можно исправить. Подскажите что-то из своего опыта, ему ещё трудно найти решение. Не поддерживайте идею, что плохую отметку он получил из-за посторонних факторов: шума в классе или за окном. Помогите школьнику осознать, что его успехи зависят от него самого. Если вы сомневаетесь в причинах, поговорите с учителем об этой ситуации.

Не ругайте ребенка за низкие отметки – школьник начнет опасаться вашей реакции, у него могут появиться ложь, стирание оценок и потеря дневника. Учитывайте особенности ребенка: слово или замечание, которое покажется вам нейтральным, некоторые дети воспринимают болезненно. Ребенок нервничает, старается соответствовать требованиям семьи. Повышенная тревожность мешает усваивать учебный материал.

Получать иногда низкие оценки нормально! Плохую оценку всегда можно исправить.

Отмечайте успехи ребенка во всех делах, не только в школьных – он почувствует себя значимым и успешным. Если вы замечаете, что ребенок боится получить низкую оценку, подумайте, откуда мог появиться страх. Не напоминайте ребенку, что он боится, акцентируйте внимание на успехах, отметьте его смелость в конкретных ситуациях. Например, скажите: «Ты аккуратнее выполнил домашнее задание, молодец!», «Ты читаешь за минуту большее количество слов, чем месяц назад! Я горжусь тобой!» Ребенку будет приятно, если даже небольшие успехи будут замечены.

Если ребенок часто получает низкие оценки, причины этого могут быть совершенно разные: возможно, он добивается внимания родителей, может быть, он разочаровался в себе и своих силах, а может быть программа не подходит для возможностей здоровья вашего ребёнка.

Рекомендации. Низкая оценка – не катастрофа, а неприятное событие, которого не стоит бояться, а нужно и можно предупредить. Каждый может совершить ошибку, важно извлечь опыт, позаниматься с ребёнком и исправить ее. Но не откладывайте из-за дополнительных занятий совместный отдых или игры с ребёнком, чтобы освободить время и помочь ему исправить оценку. Отменяя совместную прогулку или поездку, вы лишаете ребенка общения с вами. А совместно проведённое с родителями время ещё так важно для детей младшего школьного возраста!

Спросите своих сына или дочь, как и за счет чего можно освободить время для занятий.

Делитесь с ребенком своим школьным опытом. Расскажите о том, что тоже получали двойку или тройку. Важно не только рассказать о самом факте, но и сделать акцент на том, как удалось исправить ситуацию, что вы сделали для этого, как удавалось избегать таких ситуаций в дальнейшем. Говорите сыну или дочери о положительных моментах из вашей школьной жизни. Поддерживайте интерес школьника к учебе, помогайте вовремя справиться с трудными и непонятными моментами.

Наталья Васильевна Фомина, педагог-психолог

В статье использованы материалы Журнала «Справочник педагога-психолога. Школа» Октябрь, 2018 Москва.

Яндекс.Метрика